Мастерская обобщающего характера
«Ошибка – это не страшно»
Мы, как учителя, нередко не задумываемся, что испытывает школьник, когда мы ему говорим: «У тебя ошибка в самом начале твоего рассуждения или сочинения», «Ты допустил ошибку, я тебе сейчас всё объясню, и ты не будешь больше делать таких ошибок», «Обо всех моментах, в которых ты допустил ошибки, я тебе говорила в прошлый раз, при объяснении нового материала. Мы все моменты разобрали, отработали, посмотри внимательно свои записи». Огорчение, разочарование, стыд, досаду и унижение и, наверное, другие многим знакомые чувства испытывает ребёнок, когда на уроке идёт разбор ошибок, сделанных им в ответе или в письменной работе. Причем учитель, ведущий разбор ошибок, уверен, что этим действием помогает ребёнку расти, воспитывает в нем стойкость, умение преодолевать неудачи, в общем, способствует конструированию его «я».
Но так ли это на самом деле? Если ребенок действительно испытывает перечисленные выше чувства, то, возможно, что, кроме агрессии, разрушения взаимопонимания между учителем и учеником, мы ничего не получим. Можно, конечно, сказать, что всё зависит от того, в какой форме идёт этот разбор ошибок. Действительно, от этого кое-что зависит. Конечно, спокойнее, когда учитель попросит остаться ребёнка после уроков и объяснит ему ошибки. Хуже, когда этому посвящен целый урок. Ученику не до разбора, он с трепетом ждёт, когда будет разбираться его работа. Надежды на то, что он ошибок не допустил, мало, ибо пачка работ постепенно тает, а, как известно, самые неудачные работы учителя откладывают в самый конец.
Учитель при работе над ошибками обычно стремится иначе изложить вопросы, которые классом усвоены плохо. При объяснении он дает другую интерпретацию, придумывает другое толкование. Он все прекрасно объяснил на предыдущих уроках. Ученик понимает, что учитель не виноват в его ошибках. И вот, наконец, его работа. Учитель выписывает предложение с ошибкой на доску, чтобы весь класс увидел, какие грубые ошибки можно сделать, разбирает все орфограммы и пунктограммы, спрашивает: «Понятно?» «Понятно»,- отвечает ученик, хотя ему кажется, что все у него было написано верно, или ученику уже все равно.
Так что же делать с ошибками в работах учеников? Как побудить ребят продолжить свои размышления и в том случае, когда ошибка обнаружена? А может быть, вообще ошибка – это не так страшно. Думаю, что весь страх у детей связан не с ошибкой, а с отметкой: чем больше ошибок, тем ниже отметка.
Для учителя главное – выявить ошибки, он стремится привлечь к ним внимание детей, для ребят же главное – отметка, выставленная за работу. И не добиться учителю своего, если не убрать страх перед отметкой.
Если проверять письменные работы и вначале их оценивать не отметкой, а чем-то вроде рецензии учителя, привлекая ребят к доработке, то тогда, возможно, усилия ученика и учителя будут объединены. Ученик вместо очередной неудовлетворительной оценки увидит и прочитает рецензию учителя, приступит к доработке. Конечно, не будет такого шквала оценок, которые чаще всего лишь констатируют скорость усвоения материала, и в данный момент никому, кроме администрации, не нужны. Но без итоговых отметок за зачет, за итоговые контрольные диктанты и сочинения не обойтись. Итак, можно убрать кнут в виде текущей отметки, которым мы подгоняли нерадивых учеников. Тогда ответственность за фиксирование, поиск и исправление ошибок можно будет возложить и на ученика.
Представьте себе, вы приносите в класс стопку тетрадей с диктантами или сочинениями и раздаете их. Ребята смотрят, но ни исправлений, ни отметок там нет. Зато есть ряд пожеланий учителя, его просьб, предложений прочесть тот или иной параграф, задуматься над какой-либо проблемой, ответить на какие-либо вопросы и т.д.
В своей рецензии учитель дает ребёнку некоторые направления практической деятельности. Результатом такого исследования должно быть прозрение ученика, осознание ошибки и понимание того, как её надо исправить. Конечно, такое исследование организовать сложнее обыкновенной работы над ошибками, но этот способ позволяет исправить ошибки без шума, без особого ажиотажа, уничижающего смеха и смешков, возмущения по поводу неповоротливости ума ребёнка. Ученику предоставлена возможность самому осознать свое решение, никому не говоря о своих ошибках, все исправить и сделать самостоятельный шажок в своем интеллектуальном развитии. Мне кажется, что работа с рецензией дает все возможности ученику для созидательного творчества, когда есть психологическая безопасность и психологическая свобода. Учитель видит ошибку ученика и с уважением относится к нему, ничего не зачеркивая в тетради, не снижая отметку, а как равному, как другу, пишет письмо или несколько строчек, из которых становится ясно: что надо делать, в каком направлении потрудиться. В эти минуты детям работается хорошо, ведь они знают, что выполняют обычную для всех творческих людей работу над совершенствованием текста, что совершенства без работы над своими ошибками не бывает. Вера в ребёнка, понимание учителем всех трудностей, которые преодолевает ученик, выполняя задания, обеспечивает психологическую безопасность ребёнка и плодотворную работу.
Приведем один из примеров работы над ошибками в тексте сочинения. Орфография и пунктуация оригинала сохранены.
«Парой мы даже не задумываемся в чём смысл жизни. Некоторые могут сказать что им совершенно безразлично как они проведут свою жизнь, живут и живут себе. А другие думают, как её прожить, чтобы не было горько за годы прожитые бесцельно».
Рецензия учителя: «В работе допущены три пунктуационные ошибки. Чтобы исправить их, необходимо повторить темы: «Знаки препинания при причастном обороте», «Сложноподчиненные изъяснительные предложения и знаки препинания в них», а также разобрать предложения; есть также одна орфографическая ошибка, внимательно проверь все безударные гласные в словах.
Уроки-мастерские по работе над ошибками позволяют оттолкнуться ребёнку от ошибки и включиться в творческую работу совершенно на новом витке. По каждой группе ошибок необходимо строить мастерскую, и не одну. Мастерские, посвященные сходным темам, должны повторяться в каждом классе на новом уровне. Например, 6 класс – «Одна и две буквы Н в именах прилагательных», 7 класс – «Одна и две буквы Н в именах прилагательных и причастиях полных и кратких»; «НЕ с различными частями речи» (5-7 кл.); «Правописание безударных личных окончаний глаголов» (5, 6 кл.), «Гласные в суффиксах причастий» (7 кл.) и т.д.
Рассмотрим пример орфографической ошибки и подумаем над приёмами работы с ней. Ученик, записав фразу: «Девочка аккуратна и начитанна», написал одну букву Н в слове «начитанна».
Сначала уточним ситуацию, допустим, что работа над этой ошибкой идет у доски, рядом ученик записывает слова на эту же орфограмму. В этом случае ученик быстро обнаружит свою ошибку, сверяя написанные им фразы с фразами, написанными одноклассником. Допустим, работа над фразами с этой орфограммой шла в группах, и некоторые группы написали одну Н. Группы в этом случае выходят к классу и представляют свое объяснение написания. Остальные ученики слушают и задают вопросы, размышления над которыми позволяют устранить ошибку. Например:
-
К какой части речи относится данное слово?
-
Как вы определили, что это причастие, а не прилагательное?
-
Сколько букв Н пишется у кратких прилагательных?
-
Как можно изменить фразу, чтобы слово стало причастием?
-
Какой прием можно использовать, чтобы точно определить, какая это часть речи – краткое прилагательное или краткое причастие?
Но иногда в работе такую ошибку делает только один ученик. Что же делать тогда? Думаю, что в этой ситуации надо найти время, когда класс занят и есть возможность тихонечко поработать с ним. Можно попросить его прочитать ещё раз правило, придумать ряд слов на эту же орфограмму. Цель этого задания – предоставить ребёнку возможность задуматься о том, какая это часть речи, о том, сколько Н писать в слове. Многие думают, что русский язык легок, но Л.С.Выготский говорил, что «…письменная речь есть алгебра устной речи». Чтобы правильно написать слово, нередко ребёнку приходится решить задачу в четыре, а то и в пять действий. На каком-то этапе можно предложить ученику почитать литературу по этому вопросу. Есть большое количество книг по трудным вопросам правописания. И, наконец, ему дается листок бумаги, где написано все то же: «Девочка аккуратна и начита(н,нн)а». Хочется надеяться, что теперь ребёнок верно напишет.
А что, если нет? Можно пойти по другому пути: предложить ученику придумать убедительные объяснения своего выбора. Пусть напишет некоторый текст: «Мне дано слово… Сначала я думаю…, потому что я знаю… Теперь, определив часть речи, я пишу… Слово написано верно, так как…»
После такой работы напрашивается создание некого алгоритма действий, который бы позволил отработать необходимые умения. Лучше для этой работы класс разбить на пары. Каждая пара придумывает свой алгоритм и приводит в пример несколько фраз, в которых содержится орфографическое правило, приведшее к ошибке.
Например, при работе над правописанием НЕ с причастиями ребята создают такой алгоритм:
-
Смотрю, употребляется ли оно без НЕ-. Не употребляется – слитно.
Употребляется
↓
-
Определяю: полное оно или краткое. Краткое – пишу раздельно.
Полное
↓
-
Есть ли противопоставление с союзом а. Есть – пишу раздельно.
Нет
↓
-
Смотрю, есть ли зависимое слово? Есть – пишу раздельно, нет – пишу слитно.
Приведу примеры фраз на это же правило.
Комната (не) проветрена. (Не) убранная вовремя постель смущает товарища. Никем (не) собранные ягоды красовались на ветках. В лесу осталось много (не)собранных грибов. Тетради (не)собраны. Задача (не)решена. (Не)сделанная, а лишь намеченная работа заставляет о многом задуматься.
Затем пары меняются листочками, выбирают правильное написание и обсуждают правильность написания уже в группе. Нет традиционной работы над ошибками, когда ученик разбирает написанное у доски. У доски ученику работать не очень комфортно, он затылком ощущает внимание одноклассников, ребёнку несказанно трудно работать в такой ситуации. А если он ошибся, начинается публичное разбирательство. Другое дело, если фразы у доски записывает пара учеников, эти слова не на новый материал, а значит, для верного написания требуется использование усвоенных ранее знаний. Так в жизни чаще всего и бывает, когда специалист должен принять решение в незнакомой ситуации, но он уже специалист, он имеет все необходимые знания. Пожалуй, в жизни умение выполнять одному на виду у всех неизвестную работу без достаточного теоретического багажа и не нужно. Мы всегда к публичному выступлению готовимся заранее.
Последним этапом работы над ошибками может быть создание текста с включением слов с отработанными орфограммами.
Например, описание комнаты неряхи, последних дней осени, размышление о несделанной работе.
Примеры текстов, составленных учениками.
«Комната не проветрена. Пол давно не мыт, пыль на книжном шкафу и телевизоре не вытерта. Цветы не политы. На столе стоит не вымытая ещё со вчерашнего дня посуда. Не убранная вовремя постель заставляет неряху смутиться перед товарищем».
«Никем не собранные ягоды рябины красовались на ветках. Алые ягоды привлекли внимание клестов, они сели на ветку и начали склевывать ещё не совсем созревшие рябининки. Издалека казалось, что это большой красный дом с маленькими жителями. И мне тоже захотелось сорвать несколько ягодок и сделать себе рябиновые бусы».
«Не сделанная, а лишь намеченная работа заставляет о многом задуматься. Вы невольно задаете себе вопросы: «Как лучше сделать?», «Когда сделать». Человеку, который намечает себе работу, необходимо выработать план действий. А что, если работа будет не сделана. Мы огорчаемся. Ведь планировали многое, но ничего не получилось. Я считаю, что лучше никогда не намечать работу заранее».
На последнем этапе мы обсуждаем с ребятами, комфортно ли им было работать, что понравилось, насколько повторное объяснение для самого себя того, как надо делать, успешнее первого объяснения учителя и т.д.
Итак, алгоритм мастерской по работе над ошибками может быть представлен в следующем виде:
-
Слово учителя.
«Прогресс в науке осуществляется в значительной степени благодаря обнаружению ошибок», - так писал известный ученый О.К.Тихомиров.
Вспомним слова маленького мальчика из сказки: «Я не волшебник, я ещё только учусь». И мы с вами ещё только учимся, поэтому допускать ошибки – полезное для нас дело. Смотришь, научишься чему-то новому, откроешь ранее неизвестное для себя.
-
Чтение учеником рецензии учителя на письменную работу.
-
Обдумывание рецензии учителя, составление плана действий и использование его в практике письма.
-
Работа в парах или группах.
-
Социализация.
-
Придумывание фраз с однотипными орфограммами, их запись.
-
Работа в парах, группах по применению полученных знаний на практике.
-
Творческая работа (создание текста).
-
Рефлексия.