МБОУ МО Плавский район "ПСОШ №1"
Город Плавск
  • Страница Демиковой Людмилы Абдугаппаровны

    Мастерская обобщающего характера

    «Ошибка – это не страшно»

     

    Мы, как учителя, нередко не задумываемся, что испытывает школьник, когда мы ему говорим: «У тебя ошибка в самом начале твоего рассуждения или сочинения», «Ты допустил   ошибку, я тебе сейчас всё объясню, и ты не будешь больше делать таких ошибок», «Обо всех моментах, в которых ты допустил ошибки, я тебе говорила в прошлый раз, при объяснении нового материала. Мы все моменты разобрали, отработали, посмотри внимательно свои записи». Огорчение, разочарование, стыд, досаду и унижение и, наверное, другие многим знакомые чувства испытывает ребёнок, когда на уроке идёт разбор ошибок, сделанных им в ответе или в письменной работе. Причем учитель, ведущий разбор ошибок, уверен, что этим действием помогает ребёнку расти, воспитывает в нем стойкость, умение преодолевать неудачи, в общем, способствует конструированию его «я».

    Но так ли это на самом деле? Если ребенок действительно испытывает перечисленные выше чувства, то, возможно, что, кроме агрессии, разрушения взаимопонимания между учителем и учеником, мы ничего не получим. Можно, конечно, сказать, что всё зависит от того, в какой форме идёт этот разбор ошибок. Действительно, от этого кое-что зависит. Конечно, спокойнее, когда учитель попросит остаться ребёнка после уроков и объяснит ему ошибки. Хуже, когда этому посвящен целый урок. Ученику не до разбора, он с трепетом ждёт, когда будет разбираться его работа. Надежды на то, что он ошибок не допустил, мало, ибо пачка работ постепенно тает, а, как известно, самые неудачные работы учителя откладывают в самый конец.

    Учитель при работе над ошибками обычно стремится иначе изложить вопросы, которые классом усвоены плохо. При объяснении он дает другую интерпретацию, придумывает другое толкование. Он все прекрасно объяснил на предыдущих уроках. Ученик понимает, что учитель не виноват в его ошибках. И вот, наконец, его работа. Учитель выписывает предложение с ошибкой на доску, чтобы весь класс увидел, какие грубые ошибки можно сделать, разбирает все орфограммы и пунктограммы, спрашивает: «Понятно?» «Понятно»,- отвечает ученик, хотя ему кажется, что все у него было написано верно, или ученику уже все равно.

    Так что же делать с ошибками в работах учеников? Как побудить ребят продолжить свои размышления и в том случае, когда ошибка обнаружена? А может быть, вообще ошибка – это не так страшно. Думаю, что весь страх у детей связан не с ошибкой, а с отметкой: чем больше ошибок, тем ниже отметка.

    Для учителя главное – выявить ошибки, он стремится привлечь к ним внимание детей, для ребят же главное – отметка, выставленная за работу. И не добиться учителю своего, если не убрать страх перед отметкой.

    Если проверять письменные работы и вначале их оценивать не отметкой, а чем-то вроде рецензии учителя, привлекая ребят к доработке, то тогда, возможно, усилия ученика и учителя будут объединены. Ученик вместо очередной неудовлетворительной оценки увидит и прочитает рецензию учителя, приступит к доработке. Конечно, не будет такого шквала оценок, которые чаще всего лишь констатируют скорость усвоения материала, и в данный момент никому, кроме администрации, не нужны. Но без итоговых отметок за зачет, за итоговые контрольные диктанты и сочинения не обойтись. Итак, можно убрать кнут в виде текущей отметки, которым мы подгоняли нерадивых учеников. Тогда ответственность за фиксирование, поиск и исправление ошибок можно будет возложить и на ученика.

    Представьте себе, вы приносите в класс стопку тетрадей с диктантами или сочинениями и раздаете их. Ребята смотрят, но ни исправлений, ни отметок там нет. Зато есть ряд пожеланий учителя, его просьб, предложений прочесть тот или иной параграф, задуматься над какой-либо проблемой, ответить на какие-либо вопросы и т.д.

    В своей рецензии учитель дает ребёнку некоторые направления практической деятельности. Результатом такого исследования должно быть прозрение ученика, осознание ошибки и понимание того, как её надо исправить. Конечно, такое исследование организовать сложнее обыкновенной работы над ошибками, но этот способ позволяет исправить ошибки без шума, без особого ажиотажа, уничижающего смеха и смешков, возмущения по поводу неповоротливости ума ребёнка. Ученику предоставлена возможность самому осознать свое решение, никому не говоря о своих ошибках, все исправить и сделать самостоятельный шажок в своем интеллектуальном развитии. Мне кажется, что работа с рецензией дает все возможности ученику для созидательного творчества, когда есть психологическая безопасность и психологическая свобода. Учитель видит ошибку ученика и с уважением относится к нему, ничего не зачеркивая в тетради, не снижая отметку, а как равному, как другу, пишет письмо или несколько строчек, из которых становится ясно: что надо делать, в каком направлении потрудиться. В эти минуты детям работается хорошо, ведь они знают, что выполняют обычную для всех творческих людей работу над совершенствованием текста, что совершенства без работы над своими ошибками не бывает. Вера в ребёнка, понимание учителем всех трудностей, которые преодолевает ученик, выполняя задания, обеспечивает психологическую безопасность ребёнка и плодотворную работу.

    Приведем один из примеров работы над ошибками в тексте сочинения. Орфография и пунктуация оригинала сохранены.

    «Парой мы даже не задумываемся в чём смысл жизни. Некоторые могут сказать что им совершенно безразлично как они проведут свою жизнь, живут и живут себе. А другие думают, как её прожить, чтобы не было горько за годы прожитые бесцельно».

    Рецензия учителя: «В работе допущены три пунктуационные ошибки. Чтобы исправить их, необходимо повторить темы: «Знаки препинания при причастном обороте», «Сложноподчиненные изъяснительные предложения и знаки препинания в них», а также разобрать предложения; есть также одна орфографическая ошибка, внимательно проверь все безударные гласные в словах.

     

    Уроки-мастерские по работе над ошибками позволяют оттолкнуться ребёнку от ошибки и включиться в творческую работу совершенно на новом витке. По каждой группе ошибок необходимо строить мастерскую, и не одну. Мастерские, посвященные сходным темам, должны повторяться в каждом классе на новом уровне. Например, 6 класс – «Одна и две буквы Н в именах прилагательных», 7 класс – «Одна и две буквы Н в именах прилагательных и причастиях полных и кратких»; «НЕ с различными частями речи» (5-7 кл.); «Правописание безударных личных окончаний глаголов» (5, 6 кл.), «Гласные в суффиксах причастий» (7 кл.) и т.д.

    Рассмотрим пример орфографической ошибки и подумаем над приёмами работы с ней. Ученик, записав фразу: «Девочка аккуратна и начитанна», написал одну букву Н в слове «начитанна».

    Сначала уточним ситуацию, допустим, что работа над этой ошибкой идет у доски, рядом ученик записывает слова на эту же орфограмму. В этом случае ученик быстро обнаружит свою ошибку, сверяя написанные им фразы с фразами, написанными одноклассником. Допустим, работа над фразами с этой орфограммой шла в группах, и некоторые группы написали одну Н. Группы в этом случае выходят к классу и представляют свое объяснение написания. Остальные ученики слушают и задают вопросы, размышления над которыми позволяют устранить ошибку. Например:

    • К какой части речи относится данное слово?

    • Как вы определили, что это причастие, а не прилагательное?

    • Сколько букв Н пишется у кратких прилагательных?

    • Как можно изменить фразу, чтобы слово стало причастием?

    • Какой прием можно использовать, чтобы точно определить, какая это часть речи – краткое прилагательное или краткое причастие?

    Но иногда в работе такую ошибку делает только один ученик. Что же делать тогда? Думаю, что в этой ситуации надо найти время, когда класс занят и есть возможность тихонечко поработать с ним. Можно попросить его прочитать ещё раз правило, придумать ряд слов на эту же орфограмму. Цель этого задания – предоставить ребёнку возможность задуматься о том, какая это часть речи, о том, сколько Н писать в слове. Многие думают, что русский язык легок, но Л.С.Выготский говорил, что «…письменная речь есть алгебра устной речи». Чтобы правильно написать слово, нередко ребёнку приходится решить задачу в четыре, а то и в пять действий. На каком-то этапе можно предложить ученику почитать литературу по этому вопросу. Есть большое количество книг по трудным вопросам правописания. И, наконец, ему дается листок бумаги, где написано все то же: «Девочка аккуратна и начита(н,нн)а». Хочется надеяться, что теперь ребёнок верно напишет.

    А что, если нет? Можно пойти по другому пути: предложить ученику придумать убедительные объяснения своего выбора. Пусть напишет некоторый текст: «Мне дано слово… Сначала я думаю…, потому что я знаю… Теперь, определив часть речи, я пишу… Слово написано верно, так как…»

    После такой работы напрашивается создание некого алгоритма действий, который бы позволил отработать необходимые умения. Лучше для этой работы класс разбить на пары. Каждая пара придумывает свой алгоритм и приводит в пример несколько фраз, в которых содержится орфографическое правило, приведшее к ошибке.

    Например, при работе над правописанием НЕ с причастиями ребята создают такой алгоритм:

    1. Смотрю, употребляется ли оно без НЕ-. Не употребляется – слитно.

      Употребляется

    2. Определяю: полное оно или краткое. Краткое – пишу раздельно.

      Полное

    3. Есть ли противопоставление с союзом а. Есть – пишу раздельно.

      Нет

    4. Смотрю, есть ли зависимое слово? Есть – пишу раздельно, нет – пишу слитно.

     

    Приведу примеры фраз на это же правило.

    Комната (не) проветрена. (Не) убранная вовремя постель смущает товарища. Никем (не) собранные ягоды красовались на ветках. В лесу осталось много (не)собранных грибов. Тетради (не)собраны. Задача (не)решена. (Не)сделанная, а лишь намеченная работа заставляет о многом задуматься.

    Затем пары меняются листочками, выбирают правильное написание и обсуждают правильность написания уже в группе. Нет традиционной работы над ошибками, когда ученик разбирает написанное у доски. У доски ученику работать не очень комфортно, он затылком ощущает внимание одноклассников, ребёнку несказанно трудно работать в такой ситуации. А если он ошибся, начинается публичное разбирательство. Другое дело, если фразы у доски записывает пара учеников, эти слова не на новый материал, а значит, для верного написания требуется использование усвоенных ранее знаний. Так в жизни чаще всего и бывает, когда специалист должен принять решение в незнакомой ситуации, но он уже специалист, он имеет все необходимые знания. Пожалуй, в жизни умение выполнять одному на виду у всех неизвестную работу без достаточного теоретического багажа и не нужно. Мы всегда к публичному выступлению готовимся заранее.

    Последним этапом работы над ошибками может быть создание текста с включением слов с отработанными орфограммами.

     

    Например, описание комнаты неряхи, последних дней осени, размышление о несделанной работе.

     

    Примеры текстов, составленных учениками.

    «Комната не проветрена. Пол давно не мыт, пыль на книжном шкафу и телевизоре не вытерта. Цветы не политы. На столе стоит не вымытая ещё со вчерашнего дня посуда. Не убранная вовремя постель заставляет неряху смутиться перед товарищем».

    «Никем не собранные ягоды рябины красовались на ветках. Алые ягоды привлекли внимание клестов, они сели на ветку и начали склевывать ещё не совсем созревшие рябининки. Издалека казалось, что это большой красный дом с маленькими жителями. И мне тоже захотелось сорвать несколько ягодок и сделать себе рябиновые бусы».

    «Не сделанная, а лишь намеченная работа заставляет о многом задуматься. Вы невольно задаете себе вопросы: «Как лучше сделать?», «Когда сделать». Человеку, который намечает себе работу, необходимо выработать план действий. А что, если работа будет не сделана. Мы огорчаемся. Ведь планировали многое, но ничего не получилось. Я считаю, что лучше никогда не намечать работу заранее».

    На последнем этапе мы обсуждаем с ребятами, комфортно ли им было работать, что понравилось, насколько повторное объяснение для самого себя того, как надо делать, успешнее первого объяснения учителя и т.д.

    Итак, алгоритм мастерской по работе над ошибками может быть представлен в следующем виде:

    • Слово учителя.

      «Прогресс в науке осуществляется в значительной степени благодаря обнаружению ошибок», - так писал известный ученый О.К.Тихомиров.

      Вспомним слова маленького мальчика из сказки: «Я не волшебник, я ещё только учусь». И мы с вами ещё только учимся, поэтому допускать ошибки – полезное для нас дело. Смотришь, научишься чему-то новому, откроешь ранее неизвестное для себя.

    • Чтение учеником рецензии учителя на письменную работу.

    • Обдумывание рецензии учителя, составление плана действий и использование его в практике письма.

    • Работа в парах или группах.

    • Социализация.

    • Придумывание фраз с однотипными орфограммами, их запись.

    • Работа в парах, группах по применению полученных знаний на практике.

    • Творческая работа (создание текста).

    • Рефлексия.

    Формула правила из орфографии на уроках русского языка

    Усвоение орфографических правил всегда является главной проблемой изучения русского языка. У каждого учителя немало разных приемов, помогающих лучше объяснять орфографические правила. В моем арсенале тоже такие есть.

    Вместе с учащимися создаем «формулы» (алгоритмы) правописания. От уровня подготовки класса зависит выбор задания:предлагаются они в готовом виде или создаются самостоятельно. В начале учебного года на доске цветным мелом с помощью фронтальной беседы создаю обучающую формулу. По ней ученики воспроизводят правило. В дальнейшем предлагаю по параграфу самостоятельно составить и рассказать у доски. Вызываю 3-4 человека (проблема оценивания решается), на доске каждый предлагает свой вариант. Слабые ученики могут ответить по уже готовой формуле. На следующем уроке слабый ученик представляет свой вариант, с помощью ученика-консультанта отвечает и исправляет ошибки.(2 ученика получают оценку). Что берется за основу при создании формулы? В русском языке существует много различных написаний, где не требуется знать всё орфографическое правило, достаточно знание какого - то одного или двух условий из него, чтобы решить, какую букву следует написать. Приведу пример «ь после шипящих».

    Для правильного написания Ь после шипящих в слове достаточно знать, какой частью речи это слово является. Запись может быть такой:

     

     

    Ь после шипящих В - глаголах, наречиях (ВСЕГДА!)

    (исключ,: уж, замуж, невтерпеж)

    - прилагательных- НИКОГДА!

    - существительных - подумать! (ед.ч, ж.р.)

     

    Вариантов записей множество. Ученики используют стрелки, кружки, овалы и т. д.

    С помощью таких записей можно упростить запоминание других орфографических правил.

    В Интернете есть готовое, но результат достигается только тогда, когда ученик сам обдумывает правило, составляет формулу (схему, таблицу, алгоритм). Названий много, а суть одна: элементы орфографической системы проще усваиваются в сознании учащихся при подключении мнемонических приемов (ключевые, опорные слова: всегда, никогда, подумать).Кроме того,уменьшение информации из учебника, объяснений учителя способствуют лучшему результату в повышении грамотности и изменению отношения учащихся к «скучным» урокам русского языка. Практика показала, что если систематически использовать этот прием при изучении нового, повторении, закреплении,то уроки становятся более интересными и качественными. Когда вводится игровой момент «У кого лучше?», «Кто первый ответит?», учитель имеет возможность ставить несколько оценок. Весь класс вовлечен в учебный процесс. Индивидуальный подход к каждому, мотивация на хорошую оценку, стремление о сложном говорить просто и понятно – всё это создает деловую атмосферу даже в самом слабом классе, помогает решить вопрос с дисциплиной и накопляемостью оценок. При работе с формулой орфографического правила раскрываются способности ученика к творческому подходу. Самооценивание результатов своего труда и оценивание одноклассников тоже положительно влияет на усвоение правил русского языка.

    Словесные игры на уроках русского языка

    Игра «Переводчик»

    Задание: Кто быстрее заменит все слова в предложении (кроме служебных) синонимами?

    1. Доктор прописал пациенту инъекции.

    2. Разъяренная вьюга замела тропинки.

    3. Шофер вновь стал внимательно всматриваться во мрак.

    4. Караульный спрятался от ливня под кровлей здания.

     

    Задание: Кто найдет иноязычные слова и заменит их русскими?

    1. При проверке было выявлено немало дефектов.

    2. Он пишет мемуары.

    3. Ваши аргументы убедительны.

    4. Все работали с энтузиазмом.

    5. Мы гордимся нашим голкипером.

    6. В газете появилась информация о футбольном матче.

    7. В сплаве обнаружено мизерное количество меди.

     

    Задание: Кто сумеет найти старославянские (по происхождению) слова и заменить их русскими:

    1. Горят румянцем свежие ланиты.

    2. Старец нахмурил чело.

    3. Построен град великий над Невой.

    Игра «Следствие ведут знатоки»

    Задание: Ученикам предлагается угадать, о какой профессии идет речь и доказать справедливость своей точки зрения.

    1. Он показал мне свои акварели и натюрморты. Впечатление от натюрмортов – это яркий, пестрый ковер красок, переливающихся и искрящихся всеми цветами палитры.

    2. Лешему он (Римский – Корсаков) он придумал два лейтмотива. Один поручил струнным инструментам. Второй играют четыре валторны и тарелки. Сурово и уныло звучит лейтмотив Деда Мороза. Тембр деревянных духовых инструментов передает ощущение зимней скованности природы.

    3. – Фамилия? Истомин Валерий Сергеевич. – Что с ним? – Инфильтрат в левом легком под ключицей. – А сколько граммов стрептомицина вы уже вкололи этому юноше? – Пятьдесят два, Роман Борисович. – Назначьте его на консультацию к Зацепиной.

    Игра «Корректор»

    Найди ошибку в выборе слова.

    1. После теплых атмосферных осадков на листьях сверкали яркие капли.

    2. В конструкции есть отрицательные и положительные дефекты.

    3. Из передовой бригады он перешел в отсталую.

    4. В центре города построен памятник герою.

     

     Кто быстрее и точнее отредактирует заметки?

    1. В первой четверти работа нашего отряда шла плохо. Дисциплина в нашем классе тоже была плохая. Особенно плохо ведут себя на уроках рисования.

    2. Сегодня на уроке биологии учитель говорил нам о Мичурине. Он много говорил о его жизни, а потом стал говорить о созданных ученым гибридах.

     

    Исправьте ошибки в толковом словаре Пети Ошибкина.

    1. Западня — квартира с окнами на запад.

    2. Гривенник — юноша с модной гривой.

    3. Маховик — регулировщик на перекрестке.

     

    Найди лишнее слово.

    1. Петя ушиб колено ноги.

    2. Робинзоны ослабли от недоедания пищи.

    3. Собрание будет в декабре месяце.

    4. Многие города были превращены в руины и развалины.

    5. Путь кораблю преградил ледяной айсберг.

    6. Он написал свою автобиографию.

     

    Слова с непроверяемыми написаниями.

    Внимание! Внимание!

    Есть трудные слова.

    От их запоминания

    Кружится голова.

    Но посмотри внимательно,

    В словах слова живут!

    Запомнишь обязательно,

    Тебя пятёрки ждут.

    Язык – волшебная страна,

    Чудес полна она.

    И в слове слову жизнь дана –

    Вот скрылись имена.

    Посмотрим для примера:

    В БАХРОМЕ есть РОМА. БАХРОМА

    В ВЕРАНДЕ имя ВЕРА

    Живёт себе, как дома. ВЕРАНДА

    Смотрите: в слове ВАННА

    Заметно имя АННА. ВАННА

    А вот ещё МАЛИНА,

    Знакомьтесь. Здесь АЛИНА. МАЛИНА

    ВИКТОРИНУ так назвали

    Не случайно ведь совсем!

    С победителем связали -

    Здесь есть ВИКТОР ясно всем. ВИКТОРИНА

    МАКАР забрался в МАКАРОНЫ, МАКАРОНЫ

    А в слове КАВАЛЕРИЯ

    Ещё живёт одна персона

    По имени ВАЛЕРИЯ. КАВАЛЕРИЯ

    Вы с КЛАРОЙ в ДЕКЛАРАЦИИ, ДЕКЛАРАЦИЯ

    Конечно же, подружитесь.

    АЛИСУ в ПАЛИСАДНИКЕ ПАЛИСАДНИК

    Случайно обнаружите.

    Не ожидали встретить

    Вы НЕГРА в ВИНЕГРЕТЕ? ВИНЕГРЕТ

    А в ОБЛАКЕ есть слово ЛАК!

    Легко слова запомнить так. ОБЛАКО

     

    Время новое, а наши уроки?..
    Если ты хочешь построить корабль, не надо созывать людей, чтобы все
    спланировать, разделить работу, достать инструменты и рубить
    деревья, надо заразить их стремлением к бесконечному морю. Тогда они
    сами построят корабль. То же происходит с литературой: не стоит
    заставлять детей читать, их нужно лишь заразить, а они дальше
    сделают свое дело, которое непременно поможет тебе почувствовать
    себя не только нужным, но и абсолютно счастливым человеком!
    Антуана де Сент – Экзюпери

    Интерес возникает из интересных
    предметов и занятий. Из богатства таковых
    возникает многосторонний интерес.
    И. Ф. Гербарт

    Каждый ребенок – это целая Вселенная. И к этой Вселенной нужен
    свой уникальный подход. Более того, в разных ситуациях педагогу нужно
    вести себя по-иному, поэтому общение и обучение превращается в
    захватывающий поиск ключей к сердцу ученика.
    А это в нашей педагогической деятельности очень важно.
    Моё учительское кредо: «Ученик не сосуд, который нужно наполнить, а
    факел, который надо зажечь».

    Справедливость этих слов особенно очевидна в наше время, когда стало
    неуместно говорить о «завершении образования», поскольку учиться в 21
    веке приходится всю жизнь, и наша задача – дать ученикам инструмент, с
    помощью которого они смогут это сделать.
    Каким я вижу современного учителя? По-моему, учитель сегодня должен
    быть в первую очередь профессионалом, отлично знающим свой предмет,
    прекрасным оратором (это не синоним слова «орать»!), талантливым
    артистом, умеющим вести урок, как увлекательный спектакль; тонким
    психологом, способным умных детей совершенствовать, не захваливая, а
    отстающим в развитии помогать поверить в себя; психотерапевтом,
    который способен выслушать любого ребенка, понять его и помочь.
    Таким образом, можно утверждать, что формирование необходимых
    навыков, умений у обучающихся может быть успешным, если усвоение
    понятий будет упираться не только на вербальные методы подачи
    учебного материала, но и на наглядно-действенные, игровые и др.

    Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят предметом?
    Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика? Сегодня нет
    такого учителя, который не задумывался бы над этими вопросами.
    Каждый урок в школе должен способствовать развитию творческих
    способностей, нестандартного мышления школьников. Как же создать
    среду, в которой обучение строится на сотрудничестве и совместном
    творчестве? Можно ли сделать урок литературы увлекательным? Это
    возможно, если рассматривать художественное произведение не как
    совокупность фактов и явлений, происходивших в определенную эпоху, а
    как многогранный мир, живущий по своим законам, где каждой мысли,
    слову и жесту отведена значимая роль.
    Задача учителя литературы – организовать так деятельность,
    чтобы каждый ученик, читая произведения искусства слова, находил
    в них пищу для размышлений и глубоких переживаний.
    Хороший урок – это урок совместной деятельности, сотрудничества
    и сотворчества в спокойной атмосфере.
    Успех педагога зависит от его умения создавать на уроке условия
    для проявления и удовлетворения познавательных и коммуникативных
    потребностей учащихся. Важно не только дать детям определённую
    сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, научить учиться. Без
    хорошо продуманных методов обучения трудно организовать усвоение
    учебного материала. Учителю необходимо не только доступно все
    рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навыки
    практических действий, пробудить в нём активность.
    Проблема активности личности является одной из самых актуальных
    в образовательной практике. Важнейшим средством активизации личности
    в обучении являются активные методы обучения.
    Активные методы обучения – это система методов,
    обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и
    практической деятельности учащихся в процессе усвоения учебного
    материала.
    Можно смело сказать, что активные методы обучения –
    требование постоянно идущего вперёд времени.
    Использование активных методов дает педагогу замечательную
    возможность качественно изменить педагогическое взаимодействие,
    сделать его привлекательным для учащихся, усилить их положительную
    мотивацию к обучению и создать условия для их развития; активизирует
    познавательную деятельность учащихся, повышает их интерес, развивает
    способность к самостоятельному обучению; обеспечивает максимально
    возможную связь между учеником и учителем.
    Рассмотрим признаки активных методов обучения:
     Проблемность – заключается в том, чтобы ввести учащихся в
    проблемную ситуацию, для выхода из которой у них еще не достаточно
    знаний. У него есть основа, на основе которой они будут приступать к
    решению задачи, а для ее окончательного решения будут самостоятельно и активно формировать новые знания. Задача учителя – дать совет и
    руководство.
    Адекватность учебно-познавательной деятельности – обеспечивает
    соответствие между деятельностью учащихся и приобретаемыми ими
    знаниями, умениями и навыками.
    Взаимообучение – предусматривает коллективную деятельность и
    дискуссионную форму обсуждения, направленную на самостоятельный
    поиск учебной информации и приобретение знаний.
    Индивидуализация – предполагает организацию учебно-
    познавательной деятельности на основании учета индивидуальных
    возможностей и способностей каждого учащегося.
    Исследование изучаемых проблем и явлений – включает в себя
    развитие основных навыков, необходимых для последующего успешного
    самообразования и самообучения. Оперативность, самостоятельность -
    направлена на взаимодействие учащихся с информационно-учебными
    материалами.
    Мотивация – активное обучение требует обязательного наличия
    системы мотивации учащихся.
    Также, хочется привести несколько доводов в пользу использования
    активных методов обучения:
    Ученик чувствует себя успешным, что делает процесс обучения
    продуктивным.
    Почти все учащиеся вовлечены в процесс обучения, у них есть
    возможность понять и поразмышлять над тем, что они знают и думают.
    Атмосфера взаимной поддержки позволяет не только приобретать
    новые знания, но и развивает саму познавательную деятельность,
    переводит ее в высшие формы сотрудничества и взаимодействия.
    Практически исключается доминирование одного говорящего и
    одного мнения над другим.
    Ребята учатся мыслить критически, решать сложные проблемы на
    основе анализа обстоятельств и соответствующей информации,
    взвешивать альтернативные мнения, принимать обдуманные решения,
    участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми.
    Активные методы развивают коммуникативные навыки, помогают
    наладить эмоциональные контакты между учащимися, представляют собой
    воспитательную задачу, так как учат работать в команде, прислушиваться
    к мнению своих товарищей.
    Устраняется нервное напряжение школьников, меняются формы
    их деятельности.
    Наиболее эффективными активными методами обучения
    учащихся на уроках литературы являются:

    1. Нетрадиционное начало традиционного урока – эмоциональный
    настрой на урок (эпиграф, видеофрагмент, увертюра, ребус, загадка),
    определение задач, выяснение ожиданий, опасений.
    Настроить детей на продуктивную работу помогают методы:
    - «Улыбнемся друг другу»,

    - «Дерево Дружбы»,
    - «Галерея портретов»,
    - «Мой цветок»,
    - «Измерим друг друга»,
    - «Летающие имена».
    2. Постановка и решение проблемных вопросов, создание
    проблемных ситуаций: ситуации неожиданности; ситуации конфликта;
    ситуации несоответствия; ситуации неопределенности; ситуации
    предположения; ситуации выбора.
    Данные методы позволяют учителю лучше каждого ученика, а полученные
    сведения в дальнейшем использовать для осуществления личностно-
    ориентированного подхода к учащимся:
    - «Фруктовый сад»,
    - «Разноцветные листы»,
    - «Корзина идей»,
    - «Солнышко и туча».
    Ребятам очень интересно, когда и учитель озвучивает свои цели, ожидания
    и опасения.
    3. Презентация учебного материала использование‒
    информационных технологий, электронных учебных пособий, видео и др.
    4. Работа над темой урока:
    - «Пресс-конференция»,
    - «Кластер»,
    - «Знаю – не знаю»,
    - «Найди ошибку»,
    “Лекция со стопами”.“Лекция со стопами”.
    5. Организация самостоятельной работы над темой:
    - «Cветофор»
    - «Творческая мастерская»,
    - «Корзина идей»,
    - «Синквейн»,
    - “Пометки на полях” («ИНСЕРТ»).
    6. Элементы «изюминки»‒ (обучающий анекдот, интеллектуальная
    разминка, шаржи, эпиграммы).
    7. Реализация личностно-ориентированного и индивидуально-
    дифференцированного подхода к учащимся, организация групповой
    деятельности школьников (работа в парах, в группах постоянного состава,
    в группах сменного состава) и самостоятельной работы детей.
    8. Нетрадиционные виды уроков: экскурсии, уроки-сказки, уроки-
    конференции, уроки-исследования, проектная деятельность и др.
    9. Игры (ролевые, имитационные, дидактические).
    10. Организации релаксации и подведения итогов:
    - «Ромашка»,
    - « Мудрый совет»,
    - «Итоговый круг»,

    - «Незаконченное предложение»,
    - «Комплимент».
    Технологии доступны, польза от них огромна.
    Методики эффективны для развития критического мышления.
    Результатом всегда будет успешная ситуация, так как благодаря
    совместной деятельности учителя и учащихся решаются задачи,
    поставленные на уроке, исчезают конфликтные ситуации, учащиеся
    обогащают свой коммуникативный опыт и расширяют сферу
    мотивационного значения.
    Таким образом, использование активных форм обучения можно
    считать одним из основных способов формирования ключевых
    компетентностей современного школьника, что положительно сказывается
    как на сотрудничестве педагога и учащихся, так и на повышении качества
    образовательного процесса, его эффективности.
    Общепризнанные знаки:
    «v» - если информация известна;
    «+» - информация, которая услышана впервые;
    «-» - сведения, которые идут вразрез с имеющимися представлениями;
    «!» - сведения, которые вызвали интерес
    «?» - то, что осталось непонятным.
    Список источников
    1. «Активные методы обучения». Электронный курс.
    Международный Институт Развития «ЭкоПро», Образовательный портал
    «Мой университет», http://www.moi-universitet.ru
    2. https://nsportal.ru/shkola/materialy-k-attestatsii/library/2020/11/03/
    aktivnye-formy-i-metody-obucheniya-na-urokah
    3. https://www.maam.ru/detskijsad/ispolzovanie-aktivnyh-metodov-
    obuchenija-na-urokah-ruskogo-jazyka-i-literatury.html
    4. https://znanio.ru/media/
    obobschenie_opyta_po_teme_aktivnye_metody_obucheniya_russkomu_yazyku
    _i_literature_master_klass-260717
    5. https://xn--j1ahfl.xn--
    p
    1ai/library/primenenie_aktivnih_metodov_obucheniya_na_urokah_rus_194648.
    html

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie